Вопрос-ответ:

Кто может стать региональным оператором?

Региональным оператором становится юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям: зарегистрировано в России; осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности; прошедшее процедуру конкурсного отбора.

На какой срок выбран региональный оператор в Республике Крым?

В соответствии с соглашением Региональный оператор в лице ГУП РК «Крымэкоресурсы» выбран на весь срок действия соглашения — 10 лет. В течение этого срока ГУП РК «Крымэкоресурсы»» будет обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Республики Крым.

На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 082 00053 от 04 августа 2016 года, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Крым. Также в своей работе Региональный оператор опирается на Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, утверждённую Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 № 1. Документы, также регламентирующие работу Регионального оператора:

  • Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»;

Чем занимается региональный оператор?

Региональный оператор организует процесс сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на всей территории, на которой он выиграл конкурс. Для выполнения своей работы региональный оператор привлекает и других юридических лиц, занимающихся как транспортированием, так и захоронением ТКО — операторов по обращению с ТКО.

Услугу регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население — собственники помещений в МКД и хозяева частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Цена на услугу регионального оператора определяется Государственным комитетом по тарифам и ценам Республики Крым. Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, применяющихся в Республике Крым.

Когда региональный оператор начнёт оказание услуг?

Региональный оператор начнёт оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа — с 1 января 2019 года.

Какие виды работ по обращению с ТКО относятся к компетенции регионального оператора?

Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641″ (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

С какими отходами работает региональный оператор?

Региональный оператор оказывает услуги по обращению только с твердыми коммунальными отходами. К твердым коммунальным отходам отнесены товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», с внесенными изменениями, утвержденными приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2017 г. N 566. Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.

Собственники ТКО – это:

  • собственники помещений в многоквартирных домах
  • собственники частных домовладений
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

На основании чего устанавливается стоимость услуги регионального оператора?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию и устанавливается Государственным комитетом по тарифам и ценам Республики Крым

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

  • расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок
  • стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утверждённым Государственным комитетом по тарифам и ценам Республики Крым тарифам
  • собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы регионального оператора

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Республики Крым, утверждённых Постановлением Совета Министров Республики Крым от 18.09.2018 г. № 449.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Республики Крым будут учитываться:

  • среднегодовая норма накопления ТКО (куб. м в год)
  • утверждённый единый тариф на услугу регионального оператора
  • количество человек, зарегистрированных (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме)

На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взимается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО. (Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004)

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

  • заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО
  • оплачивать услуги регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора (ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.). п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)

Напоминаем, что на сайте Регионального оператора ГУП РК «Крымэкоресурсы» http://crimea-ecor.ru в разделе «Документы» странице размещён проект договора на оказание услуги по осуществлению транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Крым.

Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключён и имеется действующий договор на вывоз

ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Кто является собственником контейнерной площадки и, кто доложен ее содержать?

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641″ (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641″ (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки по согласованию с собственниками жилых домов и земельных участков.

Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

Занимается ли региональный оператор ликвидацией несанкционированных свалок?

Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото и видео фиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Региональный оператор будет заниматься переработкой ТКО?

Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. ГУП РК «Крымэкоресурсы»» — региональный оператор на территории Республики Крым, будет направлять потоки ТКО только на законные объекты размещения ТКО и совместно с органами власти Республики Крым участвовать в создании условий для обработки отходов перед размещением.